ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ НАРОДА КАК ПРОБЛЕМА ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА

Игорь Котов,
преподаватель Института современных знаний, Минск

Мозг человека, являясь по своему строению материальным органом, выполняет духовные функции. Материальная и социальная среда со своим разнообразием и постоянными переменами отражаются на состоянии нервных клеток; в свою очередь, содержание психических процессов влияет на нервную систему в целом, меняя ее трудоспособность. Практически все факторы социальной среды оказывают влияние на состояние человека: одни -- положительное, другие -- отрицательное.

Изучив факторы, влияющие на психику человека, можно разделить их на две большие группы. С одной стороны, психическое состояние человека зависит от многих биологических факторов, которые влияют на его нервную систему как на материальную часть организма. С другой стороны, психическое состояние человека зависит от социальной среды и способности мозга ее отражать.

Я попытаюсь доказать, что Церковь может и должна активно включаться в профилактику психических заболеваний, в формирование психического здоровья народа, учитывая влияние как биологических, так и социальных факторов человеческого бытия.

Итак, биологические факторы, воздействующие на психику человека. Они могут различным образом и в различное время отрицательно влиять на нервную систему и, тем самым, на психику человека. Влияние одних биологических факторов сказывается уже в период зарождения организма, других -- в зародыше, третьих -- в процессе жизни.

Особую группу биологических факторов, влияющих на психическое состояние человека, составляют наследственные особенности, -- это является первейшим этапом формирования психики человека. По мнению генетика профессора В.Ростовцева, безнравственное и аморальное поведение, жизнь во грехах и склонность к умножению грехов особым бременем ложатся на потомство, передаваясь как генетическое наследие. Умение молодежи сохранять целомудрие до начала супружеской жизни, освященной Таинством Браковенчания; соблюдение правил христианской жизни, установленных многовековым опытом Церкви на основании Священного Писания и Священного Предания, -- прямо влияет на психическое здоровье их грядущего потомства.

Следующий этап формирования -- процесс зачатия. В последнее время появились научные труды, исследующие проблему наиболее благоприятных для зачатия ребенка периодов времени и иных обстоятельств; проводятся сравнительные обследования здоровья детей, зачатых во время церковных постов и зачатых при соблюдении всех соответствующих церковных предписаний; также предметом изучения становится воздействие самих условий зачатия на здоровье будущего ребенка. Существуют научные исследования, подтверждающие многовековые народные наблюдения и выводы о том, что дети, зачатые во время постов, отличаются более слабым здоровьем.

Очередной этап наступает после зачатия младенца. С какими мыслями, чувствами и переживаниями женщина вынашивает свое дитя? Народный опыт предписывает всячески оберегать психику беременной женщины. О чем думает женщина сегодня, находясь в кругу семьи, идя по улице, сидя у экрана телевизора? Если Церковь в силу различных причин не может сегодня оказывать влияние на все неравнодушное к религии общество, то на отдельную его часть -- беременных женщин -- может, выделяя их из состава приходской паствы и сотрудничая с соответствующими государственными медицинскими структурами.

Приведу пример. В каждой женской консультации, где уже с самых ранних сроков беременности наблюдается абсолютное большинство женщин, с ними проводятся беседы о гигиене беременных, в том числе и о психогигиене. Непосредственное участие в таких собеседованиях компетентных в этой области представителей клира и паствы -- самая первая возможность. Также можно издавать большими тиражами малообъемные буклеты, содержащие конкретные церковные рекомендации по острым проблемам пола, беременности и рождения детей и снабдить ими женские консультации, где при взятии женщины на учет ей вручались бы эти рекомендации. Это, конечно, лишь первые шаги, но они выполнимые уже в самое ближайшее время.

Биологические факторы, определяющие особенности человеческой жизни, так тесно переплетены с социальными, что их порою трудно разделить. Разные токсичные вещества, инфекционные болезни, травмы, нарушения обмена веществ и прочие внешние воздействия, которые имели место во время беременности матери, могут причинить и, к сожалению, причиняют вред растущему плоду. Нервная система как наиболее чувствительная к подобным воздействиям повреждается значительно скорее. Таким образом проблемы состояния окружающей среды, экологические особенности питания будущей матери становятся важнейшими факторами формирования здоровья будущего поколения.

Далее рассмотрим социальные факторы. На внутриутробное формирование организма человека воздействие оказывают не только температура, пища, состав воздуха, микробы, яды, -- но и стрессовые ситуации, содержание и качества которых определяются многими социальными факторами. На уровень психической деятельности и на формирование психического здоровья оказывает влияние не только состояние мозга как материального органа, но также содержание и характер самих психических процессов. А психические процессы тесно связаны с социальным бытием личности.

Психика по своему содержанию является отражением среды, которая окружает человека. Восприятия, представления, мышление, сопровождающие чувства отражают отношение индивида к познаваемому. Все явления, которые с точки зрения человека полезны, вызывают у него положительные чувства: удовлетворение, радость, восторженность, покой и тому подобное. Явления, мешающие удовлетворению человеческих потребностей, вызывают отрицательные чувства и эмоции -- озлобление, печаль, ненависть, страх, отчаяние и тому подобное. В зависимости от силы и социальной значимости факторов, которые вызывают проявление этих чувств, сами чувства по своей интенсивности могут быть различными. При аффектах слабой интенсивности изменения в нервной системе незначительны и компенсируются силой воли самого человека. Во время сильных аффектов работоспособность нарушается на некоторое время. Длительное действие слабых раздражителей отрицательного характера, особенно, если они являются непрерывными, в конце концов приводит к срыву деятельности нервной системы.

Обратим внимание на изменение структуры заболеваний населения в последние десятилетия: при общем сопоставлении наблюдается преобладание роста психических болезней и пограничных состояний психики на фоне более замедленного увеличения уровня детской смертности количества инфекционных заболеваний. Такое изменение картины заболеваемости последних лет связано с распадом огромного единого государства и обнищанием людей, хотя общие тенденции сохраняются: темпы роста психических заболеваний лишь опережают темпы роста детской смертности и инфекционных заболеваний, которые отнюдь не снижают, но также увеличивают свои показатели. Причем эта тенденция наблюдается не только в постсоветском регионе, но и во всех развитых странах Запада.

Ученые связывают это явление с информационным и технологическим взрывом, ускорением темпов современной жизни, социальной напряженности, повседневными стрессами, приводящими к срывам психической адаптации. В последние десятилетия начали превалировать так называемые "болезни цивилизации" и психосоматические заболевания (пограничные нервно-психические расстройства, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, атеросклероз, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, ревматический артрит, диабет и другие заболевания, обладающие хроническим характером. Пагубность ускорения темпов жизни заключается, среди прочего, в том, что человек катастрофически теряет способность оценить свое собственное душевное (и тем более -- духовное) состояние; он перестает смотреть внутрь себя и давать оценку своему бытию с позиции вечных, непреходящих ценностей; он уже не умеет воспринимать себя как венец творения, как образ и подобие Божие. Как следствие, он мельчает в своем самовосприятии, а состояние праха, взметаемого ветром (Пс. 1: 4) становится для него естественным.

Психогигиена современного человека включает в себя две области исследований: профилактика психических расстройств и выявление пограничных форм неврозов с целью нераспространения психического заболевания. Профилактика психических расстройств у современного человека в числе прочих вопросов особо рассматривает проблему режима психологической нагрузки. Перед нашими отцами и дедами таких проблем не вставало. Но мы не можем сегодня обойтись без компьютеров. Однако время, которое проводит у компьютера ребенок или взрослый человек, необходимо строго дозировать и сочетать периоды работы уже не просто с двигательной активностью, но с особой гимнастикой.

Христианское церковное самосознание личности отсекает множество не нужной ни для души, ни для творческого роста информации. Время личной молитвы и церковного богослужения возвращает человеку способность внутреннего миросозерцания, детерминирует его в системе координат Божественного мироздания и подвигают личность к осмыслению вечных вопросов, прилагая их решение к уровню своего личностного бытия.

Кроме вышеперечисленных заслуживает особого внимания проблема психической травмы. Психиатрия рассматривает все события, вызывающие отрицательные чувства и эмоции, как психические травмы. Часть из них -- разовые, действующие с определенной интенсивностью, -- это острые психические травмы. Другие не так сильны по своей интенсивности, но действуют в течение длительного времени беспрерывно или с частым повторением, -- это хронические психические травмы.

Жизнь каждого человека объективно предполагает неизбежные острые психические травмы: смерть близких людей, которая всегда неожиданна и всегда тяжела. Но существуют острые психические травмы, имеющие массовый характер. История последних лет изобилует их примерами: Чернобыльская катастрофа, землетрясение в Армении, катастрофы на сухопутном, морском и воздушном транспорте, такие политические трагедии, как государственные перевороты и вооруженные гражданские столкновения, террористические акты и локальные войны, политическое противостояние с характерными митингами и демонстрациями... Такие внезапные нарушения повседневной привычной жизни подвергают испытаниям нервную систему человека, ее реактивность и являются главным фактором массового характера, повреждающим психику не только отдельных индивидов, но, порою, огромных групп людей, социальных слоев общества и даже все общество в целом. В зависимости от врожденных особенностей к восприятию этих психических травм, а также от состояния нервной системы в данный момент -- реакции людей с разными складами психики, видами темперамента и душевной конституцией могут быть различными.

Люди с крепкой и уравновешенной нервной системой способны при самых сильных потрясениях и несчастьях сохранять спокойствие, хладнокровие, ясность мысли, и способность к адекватным реакциям, несмотря на охватившее их эмоциональное переживание. Другие люди при сильном психическом потрясении на какое-то время теряют обычное спокойствие и работоспособность. У третьих возникает значительное расстройство нервной системы.

В таких ситуациях воистину "блаженны миротворцы!". Проповедь общественного примирения занимает сегодня особое место в пастырском служении Церкви. Вспомним в качестве примера выступление Патриаршего Экзарха всея Беларуси на Всебелорусском народном собрании 19-20 октября 1996 года в Минске и тот позитивный резонанс, который оно имело в обществе!

Хронические психические травмы вызываются длительными внутренними переживаниями при особом складе нервной системы человека. Внутренние конфликты могут возникнуть из-за противоречия между желаниями и способностями, из-за чувства вины за допущенную ошибку или совершенное преступление, из-за неисполненного долга. Разрушительное воздействие хронических психических травм на состояние душевного и ментального здоровья происходит главным образом посредством двух механизмов.

С одной стороны, круг мыслей и представлений, связанный с конфликтной ситуацией, образует в психике человека постоянную сильнодействующую доминанту. Если при острой психической травме доминанта кратковременная и интенсивность ее уменьшается, то при хронической психической травме доминанта продолжительная, и сила ее постоянно нарастает. С другой стороны, одновременно с конфликтной ситуацией протекают и вызванные ею отрицательные состояния: возбужденность, неудовлетворенность, обида, депрессия, страх. Они не так сильны, как при потрясающих событиях, но они постоянны и имеют тенденцию к нарастанию. Вследствие того, что при хронической психической травме сила как патологической доминанты, так и отрицательных состояний (которые в свою очередь еще более усугубляют действие доминанты) имеет продолжительный и нарастающий характер, психические расстройства в этом случае носят более тяжелый характер.

Священники, общаясь с людьми, переживающими подобные психические расстройства, должны обладать хотя бы самым необходимым минимумом психиатрических и психологических навыков, чтобы адекватно построить беседу и дать действенный совет. Опытные духовники в таких ситуациях действуют в соответствии с обширным практическим опытом, как личным, так и почерпнутым из Священного Писания, житийной и богослужебной литературы, полагая в основание своих благословений (советов и рекомендаций) усиленную молитву, в которой им открывается воля Божия. Однако и они зачастую испытывают недостаток чисто научных медицинских знаний. А молодые отцы часто испытывают весьма серьезные затруднения даже в разрешении чисто медицинских психиатрических вопросах, ибо, не имея духовного и практического опыта, зачастую неоправданно пренебрегают узкоспециальным медицинским опытом.

В результате -- неумение находить психологическую доминанту и всесторонне изучить обстановку приводит к тому, что правильные с богословской точки зрения "книжные" советы не принимаются собеседником, ибо не находят должного отклика на его личном психическом уровне и в его сиюминутном душевном состоянии. Видимо, настало время ввести в учебные программы духовных школ изучение азов медицины, психиатрии, психологии и педагогики.

Более сложный процесс -- подготовка психиатров и психологов в светских высших учебных заведениях. Церковь может инициировать издание неизвестных у нас трудов выдающихся психиатров и психологов, которые были христианами, например, известного психолога и богослова В.В.Зеньковского; инициатива Церкви может предварить написание учебных пособий и хрестоматий по этим дисциплинам, чтобы студентам высших учебных заведений были доступны для изучения различные точки зрения на причины возникновения психических заболеваний, способы и методы их лечения.

Рассматривая аспекты психических травм нельзя не упомянуть о пагубном влиянии на психику людей деятельности разных псевдорелигиозных сект и проповедников, парапсихологических и откровенно оккультных школ, которыми наводнена в последнее время не только Беларусь, но практически все славянские страны Центральной и Восточной Европы. Государство юридически обязано регламентировать деятельность религиозных организаций, давать им оценку с точки зрения исторических религиозных и культурных традиций своего народа и исторического вклада той или иной конфессии или религии в национальное и государственное формирование своей страны. Это напрямую соотносится с интересами национальной государственной безопасности и не может не быть внесено в ее концепцию, потому что деструктивные секты и школы подрывают основу основ жизнедеятельности любого народа, любой нации, любого государства.

Отсюда проистекает необходимость внимательнейшего подхода к предоставлению возможностей проповеди нетрадиционных религиозных воззрений в государственных учреждениях -- больницах, Домах системы социального и медицинского обеспечения, учебных заведениях, местах заключения и так далее. При этом имеет смысл использовать известный опыт таких европейских стран, как, например, Германия, где преподавать в государственных школах могут лишь люди традиционного для этой страны христианского вероисповедания. Сектанты, какими бы образовательными программами они не прикрывались (как, например, секта Муна), в школы не допускаются. Здесь на страже культурно-религиозных традиций, сформировавших немецкую нацию, стоит закон.

Сотрудничество Церкви и государства сегодня совершенно необходимо для решения проблемы сохранения психического здоровья народа. Только совместная работа при четкой координации действий и сложении взаимных усилий может обеспечить положительное решение этой общенациональной проблемы.