На главную страницу сервера Возвратиться к оглавлению

Пути возрождения православной медицины
 

Доклад Емельченко Н.Г., заслуженного врача РФ, председателя Кисловодского отделения Общества православных врачей, главного врача врачебно-физкультурного диспансера по материалам мед. секции ФЕОДОСИЕВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЯ Ессентуки, 2000 г. На Руси испокон веков медицина и Православная вера были тесно связаны между собой. И эта связь имеет глубокие корни. Как свидетельствует Священное Писание, одним из доказательств Божественного происхождения Иисуса Христа были множественные исцеления безнадежных больных и даже воскресение из мертвых. Апостолам Святым Духом был ниспослан дар исцеления больных. Таким же даром в большей или меньшей степени обладали многие святые угодники Божии. А так как в среде священнослужителей, монашествующих было немало высокообразованных людей своего времени, то Церковь являлась сосредоточением письменных знаний, народной мудрости и богатого опыта лечения различных заболеваний. При монастырях создавались лазареты, плантации лекарственных трав, аптеки. Закономерно, что на основе главных положений православия формировалась нравственно-этическая база православной медицины - любовь и сострадание, самоотверженность и жертвенность, бескорыстие и многое другое. В дальнейшем, когда медицина сформировалась в самостоятельную сферу общественных отношений и стала светской, все лучшие православные традиции в ней сохранились, поддерживались и укреплялись усилиями, как Церкви, так и государства. Это было не сложно делать, так как врачи в большинстве своем были верующими, с детства воспитывались в православной вере. Именно это сочетание передовых знаний и крепкой веры давало поразительные результаты. Недаром русские врачи считались лучшими в мире. Вспомним Н.И.Пирогова, открывшего новые направления в науке, которому доверяли свою жизнь и здоровье выдающиеся люди своего времени; И.И.Мечников, И.М.Сеченов, И.Н.Павлов, еще десятки и сотни имен русских врачей, навсегда оставивших свой след в мировой медицине. А ведь были еще тысячи, десятки тысяч земских врачей - талантливых и высокообразованных людей, работавших в среде простого народа. Они воспринимали больного человека как творение Божие, а не как набор органов и функций. Имея передовые медицинские знания, они прекрасно понимали, что исцеляет Господь через их усилия и редко говорили "лечу", чаще "пользую", то есть приношу пользу больному. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), он же выдающийся профессор-хирург, автор фундаментальных трудов "Региональная анестезия" и "Очерки гнойной хирургии", лауреат сталинской премии. Он производил сложнейшие, но неизменно удачные операции и при этом всегда держал в операционной икону и горящую лампаду перед ней. Он никогда не начинал операции без молитвы. С.А.Никитин, будущий Владыка Стефан, работал лагерным врачом, будучи заключенным. Обследуя больного, он порой говорил медсестре: " ...в данном случае медицина бессильна, поможет молитва". Но такое явное подвижничество среди врачей после 1917 года было скорее исключением, и не удивительно. Десятилетиями в медицинских институтах преподавался только материализм и, так называемый, научный атеизм, что не могло не сказаться на образе мысли, профессиональной деятельности и образе жизни врача. И, тем не менее, тысячелетняя вера предков, видимо, неосознанно, но проявляла себя. В стране была создана одна из лучших в мире систем здравоохранения. Наши врачи высоко ценились за рубежом, и не в последнюю очередь за морально-нравственные качества. Беды, постигшие нашу страну в последние годы, больнее всего ударили по медицине. Целенаправленными, тщательно спланированными мерами здравоохранение разрушается невиданными темпами, а именно : ? Во много раз уменьшилось финансирование, что привело к сокращению профилактической работы, росту инфекционных и психических заболеваний, общей и детской смертности, инвалидизации, сокращению продолжительности жизни. ? Разрушается кадровый потенциал из-за невыплат и без того нищенской зарплаты, надуманных ограничений, сокращений штатов, прекращения выпуска медицинских жур-налов, огромных цен на медицинскую литературу, резкого сокращения обмена опытом. ? Разрушается медицинская наука. Сокращены и закрыты десятки институтов и лабораторий, свернуты целые направления в науке, невосполнима утечка научных кадров за границу, зарплата в науке издевательская. ? Разрушается практическое здравоохранение. Нет средств на медикаменты и питание, оборудование и инвентарь, сокращаются и закрываются лечебные учреждения, все большее количество медицинской помощи становится платной и недоступной. Одно из главных прав человека - право на жизнь и медицинскую помощь становится объектом купли-продажи. При этом врач невольно вовлекается в это. Как устоять? Как не стать тем, кем тебя делают вопреки твоим желаниям, и так, что ты этого порой и сам не осознаешь? Всегда во все самые критические моменты истории, только вера в Бога спасала Россию и ее народ. Сейчас мы переживаем такой критический момент и именно сейчас возрождается Вера. Отрадно отметить, что усилиями нашего Владыки, Высокопреосвя-щеннейшего Гедеона, только в Ставропольском крае в кратчайшие сроки возрождены и построены многие десятки храмов. Работает множество воскресных школ и гимназий. Народ потянулся к Богу. Нынешние Пасхальные торжества собрали в храмы тысячи людей. Но возникает вопрос: а много ли среди них было врачей? Вопрос не праздный. Духовенство имеет дело с духовным миром человека, врач с его телесным здоровьем. Больше всего человек доверяет свои личные проблемы священнику и врачу. Но если священник руководствуется Священным Писанием, то чем, кроме профессиональных знаний, руководствуется современный врач? Какие нравственные и духовные ориентиры у него в нынешних условиях, если на телевидении и в прессе пропагандируются преуспевающие дорогостоящие врачи, делающие свой бизнес на горе и болезнях людей? А тут еще сектанты с их соблазнами, не поймешь, кто есть кто. Вопрос не простой, ведь ему тоже надо кормить и одевать семью, а зарплата нищенская, да и ту по полгода не платят. Врач ведь тоже земной грешный человек. От всего этого он ожесточается, порой становится черствым и равнодушным. Одичание нравов доходит до того, что к заболевшему врачу его коллеги зачастую относятся хуже, чем к обычному больному. Мне могут возразить, что врач по роду своей деятельности не имеет на это морального права. Да, не имеет. А имеет ли такое право государство, доводя врача до этого состояния? И все же думается, что именно живая, деятельная вера в Бога расставит все на свои места, определит, что надо, а что не надо, что можно, а что нельзя. Она же даст врачу помощь Божию в профессиональной деятельности и в его частной жизни. Из общения с медиками мне известно, что многие крещенные врачи считают себя верующими, но Церковь посещают редко, от случая к случаю, по необходимости или только в праздники. Редко участвуют в службах, не причащаются, находятся в плену сформировавшихся еще в институтские годы заблуждений о Боге и религии. А ведь воцерковление преображает духовный мир человека, делает его неизмеримо ярче, красивее и богаче. Есть врачи, которые приходят к Богу уже в зрелом возрасте. И все же таких немного. По благословению Владыки Гедеона в Кисловодской городской больнице в марте 1999г. был открыт храм в честь Иверской иконы Божией Матери. Дважды в неделю священники совершают в ней Богослужения. Врачей почти не бывает. А ведь в больнице работает несколько сот человек. Христианство есть сила, преображающая и обновляющая мир. Ученики Христовы по заповеди Спасителя проповедовали Евангелие во всех концах земли, просвещая миллионы людей. Несомненно, что сейчас наступило именно то время, когда надо проповедовать Слово Божие среди врачей всех возрастов, и особенно молодых. Они более восприимчивы, и оттого, что они впитают, будет зависеть, кем они станут, и что 6удут делать. Еще на заре христианства Тертуллиан говорил, что душа человека по природе христианка. Тоже можно сказать и о профессии врача. Врач, по роду своей деятельности тесно общается с большим количеством людей, и, будучи верующим, имеет немалые возможности влиять на формирование позитивного отношения к Церкви и вере в Бога у своих пациентов, делая это в процессе общения и личным примером. Сейчас врачи разобщены, существуют лишь немногие профессиональные объединения. Например, общества хирургов, терапевтов и так далее, но у них и задачи чисто профессиональные. Поэтому вызревает идея объединения врачей по религиозному признаку, в данном случае, создание Общества православных врачей. Подобные общества или братства уже существуют, но при ознакомлении с их Уставами обращает на себя внима-ние значительная коммерческая деятельность, что заставляет задуматься о цели их создания. Нам представляется, что, по крайней мере, на первых этапах, задачи Общества православных врачей должны быть следующие: 1. Поиск и привлечение к деятельности Общества искренно верующих врачей. 2. Серьезное изучение Священного Писания, церковных традиций, обычаев, обрядов. Задача эта серьезная и трудная, учитывая образование, образ мышления, сформировавшиеся стереотипы, уровень знаний в области Православия, формы восприятия. С одной стороны, человек верует и тянется к Церкви, с другой стесняется, опасается проявить свою некомпетентность, поскольку многого не знает и не понимает. Необходимо адекватное всему этому просвещение. Воцерковление такого врача потом воздается сторицей. 3. Вовлечение в полнокровную церковную жизнь: участие в богослужениях, таинствах Святой Церкви, исполнение обрядов и т.п. 4. Поиск, изучение, возрождение и проповедь основ православной медицины и ее традиций. 5. Применение профессиональных знаний врачей для проповеди Православной веры, разоблачения деятельности парамедицинских сект и других организаций; анализа и оценки подготавливаемых к принятию правовых и других документов из гуманитарной области, биологии, медицины и др. 6. Устранение противоречий между некоторыми лечебными методиками и отношением к ним части духовенства. 7. Объективная профессиональная оценка, изучение и регистрация случаев чудесных исцелений у Святых мощей или просто по молитвам, их широкое освящение в средствах массовой информации. 8. Медицинская помощь нуждающимся прихожанам под эгидой Русской Православной Церкви. 9. Активное воцерковление пациентов православной веры. 10. Подготовка и освящение лечебных учреждений, создание в них часовен и церквей. 11. Профессиональная, материальная и моральная помощь нуждающимся в ней членам Общества православных врачей. Какие из этих задач должны быть главными? Есть мнение, что основными должны быть различные виды медицинской, т.е. профессиональной деятельности среди прихожан. Однако врач именно этим и постоянно занимается. Речь в этом случае идет лишь об объемах этой работы. Мы убеждены, что гораздо важнее качественные изменения, которые можно достигнуть через воцерковление врача, изменение через веру его духовного мира, отношения к Богу, самому себе, больным, окружающим. Православие должно стать тем, что будет определять всю жизнь верующего врача во всех ее проявлениях - духовных, профессиональных, житейских. Из этого будут проистекать все остальные аспекты его деятельности. Тщательно проанализировав все юридические и организационные моменты, мы пришли к выводу о нецелесообразности в настоящее время организовать общество как самостоятельную организацию. Оно должно быть подразделением при Центре духовного просвещения благочиния Церквей Кавказских Минеральных Вод. Мы благодарны Господу за то, что по благословению Владыки такое Общество было создано именно на базе Православного Центра Духовного Просвещения. Для лучшей управляемости в Уставе предусмотрено создание Совета Общества, каждый член которого курирует определенный раздел работы. Уже на стадии организации мы поняли, что работа Общества не будет безоблачной. Первой задачей организационного периода было ознакомить медицинскую общественность с целями и задачами Общества. Для этого еще в июле 1999 года было решено опубликовать статью в приложении «Вера, Надежда, Любовь» к местной газете «Кавказская здравница». Но публиковано она была лишь в апреле 2000 г. При этом статья была без ведома автора была произвольно и значительно сокращена, оборвана на такой фразе, которая полностью исказила ее смысл. Из статьи явстовало, что автор осуждает создание таких Обществ. Надеяться после этого на объективное, доброжелательное отношение к публикациям, освещающим работу Общества, в местной прессе пока не приходится. При этом ее страницы пестрят материалами о колдунах, экстрасенсах, целителях всех мастей. Тем не менее, уже на стадии создания Общества по благословению Владыки Митрополита была подготовлена и освящена первая и пока единственная в крае часовня в честь Рождества Христова в Кисловодском родильном доме. Ее созданию мы придавали особое значение. В родильном доме женщина выполняет главное свое предназначение - рожает в мир нового человека. Здесь он делает первый вдох, чувствует тепло человеческих рук, видит человеческие лица, впервые ощущает всем сердцем материнское тепло и уют. И от того, где и как это произойдет, будет ли это равнодушное выполнение обязанностей или его встретят с ожиданием, радостью и улыбкой, будет ли во всем этом Божия благодать, зависит, может быть, вся его жизнь. Отрадно, что это было не навязанное сверху решение, инициатива исходила от коллектива и его главного врача, кандидата медицинских наук Левченко Г.М. Помещение часовни небольшое, но оно отремонтировано и обустроено со вкусом и теплом. Маленький, но показательный эпизод. Для часовни Галина Михайловна сняла люстры из своего кабинета и несколько месяцев работала при одной лампочке. Для часовни Свято-Никольский собор и Пантелеимоновский храм пожертвовали церковную утварь и иконы. 5 февраля 2000г. она была освящена. Два раза в неделю в этой часовне совершается богослужение. Службы охотно посещают сотрудники и пациентки роддома, жители близлежащих улиц. Проводится просветительская работа с сотрудниками. Отрадно, что все это высоко оценивается коллективом родильного дома. Уже были случаи чудес милости Божией. Так, родители пожелали крестить безнадежного ребенка. Буквально на следующий день он начал поправляться и, вскоре, был выписан. Всего за 4 месяца крещено 7 младенцев. Был случай обращения за благословением перед родами мусульманки. Есть сведения, что нашему примеру создания часовни готовы последовать и другие родильные дома края. В заключении хотелось бы поднять еще один важный вопрос: о духовно-просветительской работе среди врачей. Мы осуждаем секстантов за то, что они пристают к людям на улице, ходят по домам. И все это делается ради того, чтобы привлечь к себе хотя бы одного человека. У нас только в Кисловодске около одной тысячи врачей, а в целом в городах Кавказских Минеральных вод их более 8 тысяч. И что делаем мы, православные врачи и священники? Преподобный Феодосий любил повторять такую притчу: "Широкая, широкая дорога, на ней большой камень лежит. На нем золотыми буквами написано Раев камень. А люди проходят мимо и не замечают". Это он о себе говорил. Так вот и мы проходим мимо такой огромной потенциальной силы – православных врачей, и не замечаем ее. И уходят многие в различные секты, в оккультные течения, в т.н. целительство. Попытками объединения врачей на религиозной основе занимаются пока не многие энтузиасты. Может быть, пора уделить работе с врачами и вообще медицинскими работниками больше внимания и создать для этой цели при епархии соответствующее подразделение, например медицинский отдел.


На главную страницу сервера Возвратиться к оглавлению