(Татаринцева Г.Ю., Татаринцева Р.Я. - кафедра клинической физиологии и нелекарственных методов терапии факультет повышения квалификации медицинских работников РУДН, г. Москва) Психологам, психотерапевтам и священникам, сталкивающимся с разнообразием психологических типов людей и пограничными отклонениями в психике наших современников, необходимы ориентиры для различения причин психических или поведенческих отклонений, которые могут быть сокрыты как в духовной сфере, так и в области патологии психики. Интересен один из выводов, сделанных многими современными авторами относительно того, что психическая патология - это запущенная форма страстей. По мнению множества древних и современных духовников, большинство психических заболеваний, в особенности невротического плана, происходят от неумения управлять своими желаниями, эмоциями и страстями. Несмотря на то, что в прошлые века господствовало религиозно-мистическое понимание всех психопатологических проявлений, психические болезни рассматривались как результат воздействия дьявола на душу человека или результат первородного греха, т.е. болезнь физического тела - уже в те далекие времена наблюдался дифференцированный подход опытных духовников к психическим больным. Православие издревле обладало богатым потенциалом знаний не только о спасении души, но и о её лечении. Старцы интуитивно, при содействии благодати Божией, прозревали человеческую душу и благо- датным воздействием своего слова исцеляли, восстанавливали ее в душевно цельное состояние. Вот где берет начало логотерапия, лечение словом, произнесенным с любовью, пониманием, состраданием! В монастырях оказывалась действенная, практическая помощь тем, кого сейчас именуют душевнобольными. Зная о прямой зависимости душевного и телесного здоровья человека от нравственных принципов устроения душевной жизни, основанных на Евангельских заповедях, старцы и духовники могли оказать действенную психотерапевтическую помощь приходящим к ним за советом и благословением людям, которых в современной медицинской терминологии принято называть «невротиками», «социопатами», «акцентуированными личностями» и т.д. Наши предки отчетливо осознавали благотворность посещений Храма Божия, на опыте многих поколений убеждаясь в эффективности помощи, по сравнению с которыми блекнут достижения современной мировой медицины. Господь целит душу человека, а если это полезно для него, то и тело. Недаром святые отцы говорят, что человек пришел в лечебницу – «да не исцелен отыдеши». Святой праведный Иоанн Кронштадский, величайший целитель человеческих душ прошлого века, говорил, что нельзя смешивать «человека - этот образ божий – со злом, которое в нем, потому что зло есть только случайное несчастье, болезнь, мечта бесовская, но существо его – образ Божий, в нем все-таки остается». Рассмотрим основные виды психопатий и их нравственные причины: 1.Возбудимые психопаты, эпилептоиды: причина - гордость, страсть гнева, злоба, нетерпимость, ярость; 2.Истерики: причина- гордость, страсть тщеславия. Общие признаки - стремление к внешнему эффекту, позёрству, капризность, эгоцентризм; 3.Шизоиды: причина- страсть гордости, эмоциональная холодность, отчуждённость, неконтактность. Может быть внутренняя жизнь, отсутствие любви, занятость собой; 4.Неустойчивые психопаты: причина- страсть гордости и гнева. Чрезвычайно сильная криминальная направленность, отсутствие всякого милосердия; 5.Циклоиды: причина- гордость, уныние, тщеславие. (Сменяемость фаз - всё короче фазы эйфории и всё длиннее фазы депрессии. Отсутствие нравственных ориентиров, подмена их настроениями); 6.Астеники: причина- гордость, завышенная самооценка. Результат: бессилие, отсутствие работоспособности; 7.Депрессивность: причина- гордость, уныние, печаль; заторможенность, подавленность, повышенные требования к жизни; 8.Паронояльные: боязнь преследования, интерпретативность, сверхизобретательность. причина– гордость. Лечение: 1. Видение греха. Путь ко спасению - путь к самопознанию (Феофан Затворник.); 2. Знание того, что есть данность, то есть, идеал гармоничной личности (Христос); 3. Пространство строительства души человека, встроенность в душу объективных нравственных норм - это единственно Закон Божий. Высокое знание о смысле существования, нарождение нового Творения, изменение личности - прорыв к небу и Богу. 4. Также здесь можно говорить об управлениях духовных - аскетическом образе жизни: пост, молитва, рукоделие и всякий физический труд. Такие простые, по сути, вещи, по свидетельству св. отцов, являются исцеляющим пластырем для недугов и страстей души. Прослеживая иерархию уровней здоровья, восходящих от физического к духовному, выявлено: если гармония восстанавливается на этом, высшем уровне, нижние улучшаются сами собой: излечивается психосоматическая патология. Литература 1. Владислав Свешников "Лекции по нравственному богословию". Православный богословский Свято - Тихоновский институт. 1995 г 2. Добротолюбие. 7 том. 3. Св. Игнатий Брянчанинов. "В помощь кающимся". 4. Карпуненкова Н.В. - магистр богословия. Лекции. Связь страстей с основными видами психопатий. М, 1999. 5. Газета «Татьянин День», МГУ, №3, 1995 г. 6. Православная Москва, № 18(42), июнь 1995г. 7. Берестов А.И. (иеромонах Анатолий). Число зверя. На пороге третьего тысячелетия. «Новая книга», 1996 г. 8. Игумен Евмений. Пастырская помощь душевнобольным. М.: Свет Православия, Выпуск 48, 1999г. 9. Невярович В. Терапия души. Святоотеческая психотерапия. Воронеж, НПО «МОДЭК», 1997. 10. Невярович В.К. Чудесные исцеления. Воронеж, НПО «МОДЭК», 1998.