На главную страницу сервера Возвратиться к оглавлению
РАЗМЫШЛЯЯ О ПОЛОВОМ ВОСПИТАНИИ


0.В. Филатова, канд. Биол. Наук., г. Барнаул 
из журнала "Вера, Надежда, Любовь". 
Барнаульская епархия

      РАЗМЫШЛЯЯ О ПОЛОВОМ ВОСПИТАНИИ 


     Евгений Евтушенко назвал как-то XX век веком 
социальных катаклизмов и мирового космополитизма. 
Можно придумать еще много синонимов для нашего 
бурного времени. Одним из показателей, веяний 
текущего момента являются хлынувшие с запада 
социальные программы планирования семьи, полового 
воспитания и т.п. Школам предлагаются программы, 
напоминающие скорее пособие по сексологии и 
сексопатологии, книжный рынок пестрит богато 
иллюстрированными руководствами для взрослых и 
детей. Родители, схватившись за голову, считают, что 
если детям в самом раннем возрасте объяснить что к 
чему, это убережет их от возможного насилия. Врачи, 
объединившись в женскую организацию, облегченно 
вздыхают со страниц газеты, что теперь наконец-то 
будет решен вопрос с ранними беременностями и 
вензаболеваниями у подростков. Настоящая статья 
представляет собой результат поисков ответа на 
вопрос, какую же альтернативу можно 
противопоставить предложенной программе полового 
воспитания. 


            ИСТОРИЯ ВОПРОСА 

    В европейской истории можно выделить две 
сексуальных революции, т.е. два значительно 
длительных периода переоценки сексуальности 
человека и сексуальных отношений. Первый относится 
к эпохе распада римской империи и формирования 
христианской культуры, второй - ко второй половине 
XX века. 

    Исследователи античности отмечают в качестве одной 
из ее особенностей проникновение полового элемента 
во все сферы жизни (специфические божества, 
свободное проявление полового элемента в 
общественной жизни, литературе, искусстве). Славою 
женщины-римлянки считалось наличие большого 
числа мужчин-любовников. Целомудрие и 
добродетель оценивались как доказательство 
уродливости женщины. Примеры и свидетельства 
развращенности, царящей в эту эпоху, составили не 
один том. Исследователи античности неоднократно 
приходили к выводу, что кризис и гибель этой 
культуры были тесно связаны с духовно-нравственным 
вырождением. 
    Г. К. Честертон писал: "К несчастью античной 
цивилизации, для огромного большинства древних не 
было ничего на мистическом пути, кроме глухих 
природных сил - таких как пол, рост, смерть: Древние 
сочли половую жизнь простой и невинной - и все на 
свете простые вещи потеряли невинность. Половую 
жизнь нельзя приравнивать к таким простым занятиям 
как сон или еда. Когда пол перестает быть слугой, он 
мгновенно становится деспотом. По той или иной 
причине он занимает особое, ни с чем ни сравнимое 
место в человеческом естестве; никому еще не 
удалось обойтись без ограничения и очищения своей 
половой жизни". Характеризуя это время, он 
справедливо утверждал, что "христианство явилось в 
мир, чтобы исцелить его, и лечило единственно 
возможным способом - аскезой". 
    Христианство осуществляет принципиальное 
изменение смысла сексуальности. Сексуальность как 
вечно живое "животное в человеке" (Платон) 
становится проявлением "единомудрия и целомудрия" 
супругов. В таинстве брака сексуальность освящается 
и превращается в свидетельство любви, в "реальное 
вхождение в сферу бесконечного бытия", "в 
противоядие смертности". Содержание сексуальной 
революции, которую на протяжении нескольких 
столетий осуществляло христианство, заключалось в 
утверждении принципа моногамии, и в одухотворении 
отношений между мужчиной и женщиной, и в 
утверждении аскетизма, как формы духовной свободы 
человека. Вторую сексуальную революцию, вернее 
контрреволюцию, европейская цивилизация 
переживает с середины XX века. Ее символическим 
началом можно считать выход в свет в 1953 году 
журнала "Плейбой". Сегодня уже можно говорить о ее 
реальных последствиях. Это - раннее начало половой 
жизни, увеличение числа половых партнеров. Рост 
числа разводов, легализация гомосексуализма, 
нарастающая эпидемия СПИДа, распространение 
венерических заболеваний и изматывающая 
бездуховность. Для нее характерен негативизм по 
отношению к моральным ценностям христианства и 
обращение к язычеству как эталону понимания 
сексуальности. 
    Единственное реальное средство сохранить 
нравственность, а вместе с тем жизнь и здоровье в 
условиях ярой экспансии разврата - это вспомнить и 
жить так как жили наши предки. 


            ВСТРЕЧА И ЛЮБОВЬ 

    В истоке, в начале любого брака - лежит встреча. 
Встреча юноши и девушки, мужчины и женщины. 
Встреча - это абсолютно неслучайное, но промысли-
тельное событие в жизни двух людей. 
Встреча - это не первое знакомство, хотя эти два 
события - встреча и знакомство, могут совпадать -
любовь с первого взгляда. Встреча - это некое 
уязвление, зарождение чувства, это начало 
откровения, которое мы и называем любовью. Встреча 
в ее мистико-психологическом смысле может 
состояться после многих лет знакомства. 
Если брак строится на правильных духовных основах, 
то момент встречи, как переживание постоянно 
обновляющего чувства, всегда присутствует у 
супругов. Как это хорошо показано в "Старосветских 
помещиках" у Н. В. Гоголя. Афанасий Иванович и 
Пульхерия Ивановна, а за ними и многие тысячи 
вполне реально существовавших и существующих 
семей, опровергают слова С. Надсона: "Только утро 
любви хорошо..." 
    Обновление чувства встречи возможно, как правило, 
только в Боге. Если же этого нет, то между супругами 
возникает дурное привыкание и сглаживается 
переживание встречи как абсолютно уникального и 
неповторимого события в жизни супругов. 
    Завершением встречи является брак. Но это не всегда 
так. У Дж. Джерома есть прекрасно-правдивый рассказ 
об английском семействе, где муж и жена "уважали 
друг друга". Но совместные скорби и труды открыли их 
Друг для друга, т.е. встреча произошла позже их 
бракосочетания. Церковные браки по благословению 
очень часто даруют эту встречу уже после 
браковенчания.
    Святые отцы говорили, что в браке надо стараться 
избегать грубых несоответствий в возрасте, 
образовании, внешних данных. Но вместе с тем никто 
никогда не углублялся в такие тонкости; никто не 
сверял параметры совместимости. Чудо брака состоит 
еще и в том, что Господь часто соединяет, казалось 
бы несоединимое.
    В браке всегда происходит узнавание образа Божия в 
супруге и вообще в человеке, называемое 
откровением. Этот процесс всегда взаимный. 
Откровение и любовь - это тождество. Не может быть 
познания и откровения вне любви. Вне любви 
рождается ложное знание. Откровение может 
сужаться или сглаживаться вовсе, если супруги (или 
кто-то из супругов) сходит со стези духовной жизни. 
Откровение есть отблеск вечного. Само действие 
браковенчания и благословение Божие на брак имеют 
силу очного воссоединения супругов в Боге. 
    Есть две меры одухотворенности и благочестия в 
Боге, относительно таинства семьи и брака. Одна 
мера - это полнота осознания того, что мистически, 
духовно, муж и жена всегда один или одна. Вторая 
мера также приемлема, но рангом ниже, и допускает 
второй и даже третий браки в случаях смерти одного 
из супругов, или других крайних обстоятельствах. 
Полнота благодати и огромные возможности ровного 
самораскрытия в Церкви Христовой указывают нам на 
то, что полигамные браки - это снисхождение Божие к 
определенному духовному состоянию и возможностям 
того или иного народа. Христианская моногамия - это 
подлинный возврат в Эдем, к прародительскому браку 
до грехопадения. Необходимо отметить, что в 
Православии брачные < половые отношения никогда 
не считались греховными или постыдными, и вместе с 
тем подробности интимных отношений всегда были 
сокрыты, были тайной. Также, безусловно, 
существовало религиозно-нравственное 
нормирование половых отношений, которое не 
допускало беспорядочных связей, измен и т.п. Блуд 
воспринимался не как моральная проблема, а 
аскетологическая. Безрезультатными бывают 
увещевания в адрес человека, который бросил ради 
другой или другого свою семью. В ответ он мог бы 
сказать: "Я ничего не могу с собой поделать - то, что 
мной владеет сильнее меня:" И он будет прав. 
Поскольку блуд и уныние - следствие воздействия 
демонических сил.



      АРХЕТИПИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СЕМЬИ 

    Целью  любого брака является домостроительство 
семьи. Семья - одна из мировых вселенских тайн, 
вечное установление Божие. 
    Первым сакральным лицом семьи является Отец. 
Отец имеет свойство рождать детей. И по плоти и 
духовно. Если отец предстательствует за детей в Боге, 
то Господь Сам открывает путь каждого из детей к 
Богу, и отец старается способствовать тому, чтобы 
дети шли этим путем. 
Отец - это воплощенная жертвенность и любовь. Он - 
тот, кто осознает, что молитвой, скорбями, терпением 
он призван к искуплению грехов рода. Отец своей 
жизнью выпрямляет путь рода к Богу. Отец имеет силу 
и власть благословлять детей именем Божиим. Отец - 
господин для своих близких. Отец - это и слуга для 
своих близких. Отец семьи отчасти распространяет 
свое отцовство и на жену, как и Адам был по плоти 
отцом для Евы. 
Второе священное лицо - Сын. Сын всегда меньше 
отца. Даже если он и больше отца, он все равно об 
этом не знает, ибо он благоговеет перед отцом. 
Существует роковой, демонический ареал в 
отношении отца и сына. Следуя ему до конца, сын 
обязательно должен или убить отца, или 
противопоставиться отцу. Так случилось с Кроном, 
отцом Зевса. Так было с Лаем, отцом Эдипа. И эту 
демоническую планиду психология знает под именем 
эдипова комплекса. Но З. Фрейд, будучи 
неоязычником, в своей приверженности языческой 
мифологеме, намеренно не заметил, что Сын Божий - 
Иисус Христос препобеждает эти роковые отношения. 
И являет нам это прежде всего его молитва в 
Гефсиманском саду. З. Фрейд относился к греческой 
мифологии как к психической реальности, но не 
захотел отнестись к реальности Иисуса Христа даже 
как к мифологии. Сын - чадо послушания. Никто не 
может стать отцом, не пройдя искус сыновства. 
Послушание - это прямой путь сына к обретению 
отцовства. Отношения Отца и Сына всегда 
иерархичны. Подлинная иерархичность благодатна и 
исполнена любви, но и определенной строгости. Ибо у 
хорошего отца всегда есть задача приготовить сына к 
трудностям, скорбям этой жизни. 
Третьим священным лицом в семье является жена, 
Мать. Женское начало в семье имеет также свою 
антиномию. Женщина по своему происхождению -
вторична. Не муж от жены, но жена от мужа - говорит 
апостол (1 Кор. 11, 8). А по достоинству -равна мужу. 
Нравственная архетипическая основа женщины - 
целомудрие. В своей предельной полноте оно 
выражено в Пресвятой Деве Богородице. Как 
известно, тайна Божией Матери состоит в том, что она 
дева и родила Сына Божия. Будучи Матерью, осталась 
Непорочной. И это двуединство не могло не 
отразиться и на богородичном характере 
христианского благочестия у женщины христианки. 
Русский народ накопил в результате почти 
тысячелетней истории определенный духовный и 
культурный потенциал, который не успел иссякнуть 
даже за годы советской власти. Русские женщины 
являются желанными невестами для западных 
женихов. В цивилизованном мире даже сложилась 
поговорка, что "рай - это английский дом, китайский 
повар, американская зарплата и русская жена, а ад 
- это китайский дом, английский повар, русская 
зарплата и американская жена".



        МОДА И ПРАВОСЛАВИЕ 

    В простой, иногда кажущейся примитивной жизни 
наших предков все было подчинено целомудрию, даже 
одежда человека. Мужской костюм состоял из 
длинной, до колен, рубахи навыпуск и широких 
шаровар, или, как их раньше называли портов. Если 
мужчина выходил со двора, то поверх рубашки он 
всегда надевал кафтан - длинную верхнюю одежду 
ниже колен. Женщины носили сарафан поверх 
длинной рубашки обязательно с длинными рукавами. 
Сарафан расширялся практически от плеча и не имел 
ничего общего с той одеждой, которую мы привыкли 
видеть на артистках различных ансамблей народного 
танца и песни. Выходя из дома, женщина или девушка 
еще поверх сарафана надевала телогрею - пышную 
нарядную оборку на коротких бретелях, достигающую 
талии. В особо торжественных случаях, например, идя 
в церковь, надевался шугай - одежда, похожая на 
телогрею, но с рукавами. Платье никогда не прилегало 
к телу, не подчеркивало, не выказывало его формы. 
Но при этом всегда имело свою собственную 
эстетическую форму, позволявшую любоваться 
человеком, не оскверняя себя и его нечистыми 
мыслями. Почти до конца прошлого столетия юбка 
практически закрывала ноги женщины, причем так 
одевались не только в России, но во всех 
христианских странах. До восемнадцатого века одежда 
до колен закрывала и ноги мужчины, а праздничное 
мужское платье носилось по щиколотку. Мужская 
сорочка еще в начале нашего века носилась навыпуск, 
прихваченная пояском. Даже в самую жаркую пору,, на 
самых грязных работах - на покосе, при ловле рыбы, 
на огороде, при чистке хлева - крестьянин никогда не 
снимал рубахи, предпочитая намочить или измазать 
ее, но не обнажать тела. 

    Что это - дремучее невежество? Самоистязание? Нет. 
Целомудренная одежда наших предков была призвана 
охранять стыдливость женщины, не раздражать и не 
уязвлять взгляда мужчин, не разжигать похоти. 
Понятие о святости брака, чистоте и непорочности 
брачного ложа, обязанность воспитания в целомудрии 
и телесной чистоте своих детей, отношение к греху 
блуда - вот, что легло в основу народного костюма. 
Неблагочестивый наряд оскорбляет и подавляет 
стыдливость, разжигает чувственность своего 
обладателя. 
    Совершенно определенным было отношение к 
косметике. Считалось что краситься - большой грех, 
человек через это портит и искажает образ естества 
человеческого, дополняет то, чего не дал Господь, 
создает поддельную красоту, что ведет к 
развращению, и эти люди будут в аду.



        ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКА-ХРИСТИАНИНА 

    Воспитание мальчиков в любой стране являет собой 
краеугольный камень педагогики. Какие 
воспитываются у нас мальчики - от этого будет 
зависеть судьба державы нашей. Воинское воспитание 
мальчика, формирующее мужество прежде всего - 
фундамент характера мальчика. Формы обучения, где 
есть элементы воинского воспитания могут быть 
самыми различными, - начиная от спортивных секций 
и заканчивая летними трудовыми лагерями. 
Христианская педагогика подразумевает 
формирование в мальчиках патриотизма, любви к 
Родине, любви к природе. Воспитание юноши как 
будущего отца и мужа предполагает развитие чувства 
ответственности, жертвенности, строгости, 
великодушия и трудолюбия. Русский мальчик должен с 
детства привыкнуть исповедоваться и советоваться с 
духовником. Это нормальное духовное отправление. 
Духовник, точно так же как и семейный врач, зная 
много лет особенности душевного устроения мальчика 
(позже юноши), быстро и правильно может , 
распознать истоки того или иного порока, духовного 
кризиса и т.п. 
    В заключение можно перечислить важные 
нравственные качества и психологические 
способности, которые особенно актуальны в 
воспитании сегодняшних мальчиков. Это - патриотизм, 
мужество, понятие о грехе, опыт покаяния в Боге; опыт 
благодати, радости и покоя после искренней молитвы, 
близость с природой, жертвенность, чувство стыда и 
жалости, терпимость к любой мировоззренческой 
позиции на фоне спокойного и глубокого осознания 
своей.



    ВОСПИТАНИЕ ДЕВОЧКИ-ХРИСТИАНКИ 

    Как в воспитании мальчиков, так и девочек 
существуют общие принципы, подходы и общие проблемы. 
Так принцип освоения культурно-исторического и 
религиозного отечественного наследия остается 
общепедагогическим. Основополагающим и 
положительным нравственным идеалом для русской 
девушки должен быть идеал добропорядочной жены и 
заботливой матери. Именно такая, совсем 
непопулярная сегодня и старая, как мир, установка на 
замужество и рождение детей и есть одновременно и 
подлинно государственный и нравственно 
осмысленный подход в деле воспитания девочки. 
В связи с эти главным охранительным нравственным 
чувством, которое всегда формировало облик русской 
девушки, было (и есть сегодня и будет всегда) - 
целомудрие. Кроме этого можно говорить о других 
чувствах. Это - терпеливость, жалость и милосердие, 
Это и хозяйственность, т.е. особая домашность 
девушки - будущей жены и хозяйки. 
Православная Церковь является кладезем великих 
примеров и идеалов для подражания. И для наших 
сегодняшних девочек и девушек таковым прежде всего 
является житие Самой Божией Матери. Ибо Пречистая 
Дева и есть кладезь целомудрия и чистоты. Это также 
и святые образы жен-мироносиц, святых мучениц и 
преподобных. Назидает девушку-христианку и жизнь и 
подвиг той святой, именем которой она наречена во 
святом крещении.


        ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ 

    Несмотря на то, что Алтайский край официально не 
присоединился к программе полового воспитания 
российских школьников, в школах пытаются ввести 
фоки по половому воспитанию. Со страниц газет 
раздаются сетования о том, что пока ведутся споры об 
уроках полового воспитания, подростки тем временем 
рожают ^внеплановых" детей, лечатся в 
вендиспансерах, "садятся на иглу" и находят еще 
много способов приятно провести время ("Молодежь 
Алтая", № 1, 1998 г.). 

    По словам родителей, чада которых учатся в школе N  
25 г. Барнаула, где на уроках валеологии уже 
преподали половое воспитание в третьих классах, 
дети собираются во дворе, дрожа от возбуждения 
обсуждают содержание этих уроков. Родители 
беспомощно сокрушаются о том, что знания, 
преподанные детям в третьем классе, они 
обязательно попробуют на практике в четвертом. 
Пропедевтика половой техники или популяризация 
психогигиены половых отношений самих по себе 
ставит с ног на голову половое воспитание, каким оно 
должно быть. Вместо преподавания детям 
нравственности, формирования в мальчиках 
мужественности а в девочках женственности под 
видом полового воспитания осуществляется духовное 
растление детей. Чрезмерная открытость в 
презентации половых отношений на уроках по 
половому воспитанию приводит не к регулированию 
оных, а к подогреванию в детях чувственности, к 
утрате чувства стыда. Дети еще меньше чем 
взрослые, могут регулировать свои чувства, поэтому 
после уроков полового воспитания они воспримут 
христианство как запретительную систему, с прямым 
или молчаливым протестом против нее. 
Материалистически воспитанным людям, не знакомым 
даже с азами Православия, практически невозможно 
уяснить себе простую истину, что без таинств, в 
частности без таинства евхаристии, заповеди 
превращаются в запреты, а христианство - в 
очередную философскую систему.

При написании статьи использованы следующие 
источники: Священник Сергий Николаев 
"Православным о моде", Б. В. Ничипоров "Введение в 
христианскую психологию", И.В. Силуянова 
"Современная медицина и православие" 

На главную страницу сервера Возвратиться к оглавлению