| На главную страницу сервера | Возвратиться к оглавлению |

Московский Патриархат
ЦЕРКОВНО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ
ПО БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКЕ
ЗАЯВЛЕНИЕ
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ЗДРАВООХРАНЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(сокращенный вариант)

В январе 1999 года Государственной Думой России принят в первом чтении проект федерального закона "О здравоохранении в Российской Федерации", который предполагается в ноябре 1999 года вынести на расмотрение во втором чтении в числе первоочередных законопроектов. Концепция законопроекта вызывает серьезные возражения, поскольку заложенная в ней идеология является разрушительной для жизни и здоровья нашего народа.

Законопроект предусматривает тотальную коммерциализацию здравоохранения. Врач и больной превращаются в производителя и потребителя медицинских услуг. На смену милосердию, состраданию, нравственному профессиональному долгу врача приходят законы рынка. Платная коммерческая медицина, вводимая вместо и за счет государственной, станет недоступной для большинства нашего неплатежеспособного населения. Она обречет людей на страдания и болезни, учреждения здравоохранения - на банкротство и перепрофилирование на немедицинские цели, а врачей - на безработицу. Это в свою очередь неизбежно будет сопровождаться дальнейшим ростом и без того высокой заболеваемости, инвалидизации и смертности населения.

Аморальный характер законопроекта ярко проявляется в статьях, посвященных прерыванию беременности и стерилизации. Так, в ст. 143 предусматривается возможность проведения абортов по социальным показаниям при сроках беременности от 12 до 22 недель, что не допускалось в России до 1996 года и категорически запрещено в 134 странах мира. В ст. 144 декларируется возможность медицинской стерилизации граждан по одному их желанию (с небольшими возрастными и социальными ограничениями). Кроме того, в законопроекте имеется положение, согласно которому "искусственное прерываение беременности проводится бесплатно в рамках программ обязятельного медицинского страхования". А это означает, что спланированное законом детоубийство будет осуществляться: во-первых, за счет здоровья миллионов больных людей, которые не получат медицинской помощи из-за отсутствия средств, изначально направленных не на лечение, а на аборты; и во-вторых, на деньги налогоплательщиков, вкладываемые в обязательное медицинское страхование.

Законопроект не только снимает практически все ограничения на псевдомедицинскую деятельность, но создает юридическую основу для ее распространения по всей территории нашей страны, что неминуемо отрицательно скажется на состоянии здоровья населения. Так, статья 113 относит к понятию "народная медицина" методы, не зарегестрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Само определение понятия "народная медицина" в статье настолько аморфно, что позволяет относить к ней такие явно разрушительные способы воздействия на человека, как магия, колдовство, шаманство, иные методы оккультного происхождения. Норма законопроекта, позволяющая использовать так называемую народную медицину "в медицинских организациях государственно-муниципального сектора", открывает ей широкую дорогу в медицину официальную.

Закопроект грубо нарушает не только этические, но и юридические нормы: международного права, Конституции Российской Федерации, российского законодательства. В процессе обсуждения выявилось полное совпадение негативных оценок юридических, экономических и этических аспектов данного законопроекта со стороны государственных должностных лиц, правовых и медицинских структур, со стороны научной общественности и религиозных организаций, что подтверждается отрицательными заключениями на законопроект Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правового управления Государственной Думы, Правововго управления Совета Федерации, а также независимых экспертов. Число одних лишь поправок к законопроекту приближается к полутора тысячам.

Церковно-общественный Совет при Московской Патриархии считает, что единственным выходом в создавшейся ситуации является снятие законопроекта в представленном виде с рассмотрения либо возвращение на стадию первого чтения для переработки его концепции и приведения ее в соответствие с традиционными для России ценностями и морально-нравственными основаниями медицинской деятельности, с международно-правовыми нормами, Конституцией Российской Федерации и российским законодательством.

19 октября 1999 года


| На главную страницу сервера | Возвратиться к оглавлению |